Статья 22415

Название статьи

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ГИМНАЗИСТОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ДНЯ И НЕДЕЛИ НА ОСНОВЕ ПАРАМЕТРОВ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 

Авторы

Анисимова Надежда Викторовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), nv_anisimova@mail.ru
Опарина Ольга Николаевна, доктор биологических наук, профессор, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), oparina58@list.ru
Сугробова Галина Алексеевна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), sugrobovaga@mail.ru
Савина Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), mirapost@inbox.ru

Индекс УДК

371.21

Аннотация

Актуальность и цели. Интенсификация учебного процесса требует учета психофизиологических возможностей организма ребенка, строгого соблюдения гигиенических норм обучения, систематического совершенствования профессиональной компетентности работников образования в области здоровье-сбережения. Цель исследования – оценка параметров умственной работоспособности учащихся 1–11 классов одного из инновационных учреждений (гимназия) г. Пензы в динамике учебного дня и учебной недели.
Материалы и методы. Показатели работоспособности рассматривались как интегральный показатель функционального состояния центральной нервной системы гимназистов. В качестве корректурной пробы использовались таблицы Анфимова в модификации Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков. Подвижность нервных процессов характеризовалась результатами теппинг-теста (по методике Ильина). Уровень развития кратковременной памяти характеризовался воспроизводством десяти двузначных чисел. Значимость результатов оценивали с использованием критерия Стьюдента. Тестирование учащихся проводилось с привлечением студентов-старшекурсников во время прохождения ими педагогической практики.
Результаты. Показано, что функциональная готовность организма к отдельным видам учебной, трудовой и спортивной деятельности различна на разных возрастных этапах.
Выводы. В учебных учреждениях необходимо распределять учебную нагрузку и составлять расписания уроков с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

Ключевые слова

умственная работоспособность, функциональная готовность, расписание уроков, динамика учебного дня.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Анисимова, Н. В. Гигиеническая регламентация оценки школьного расписания уроков / Н. В. Анисимова, Н. Е. Монахова, Л. Н. Савина // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе : сб. ст. VI Межрег. науч.-практ. конф. учителей, посвящ. 75-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского. – Пенза : ПГУ, 2015. – С. 252–257.
2. Анисимова, Н. В. Критерии здоровья школьника: показатели физического, психического и социального благополучия / Н. В. Анисимова, Л. Н. Савина, О. С. Маковеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. – 2013. – № 1 (1). – С. 102–110.
3. Ду бровинская, Н. В. Психофизиология ребенка : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
4. Савина, Л. Н. Подготовка будущих педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности / Л. Н. Савина, Н. В. Анисимова, Г. А. Сугробова // Университетское образование : XVII Междунар. науч.-метод. конф. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. – С. 409–411.
5. Савина, Л. Н. Электронная карта мониторинга состояния здоровья школьника как метод проектирования здоровой личности / Л. Н. Савина, И. Н. Сахарова, Н. В. Анисимова, Г. А. Сугробова // Роль социальных, медико-биологических и гигиенических факторов в формировании здоровья населения : VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : ПДЗ, 2010. – С. 65–68.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:30
Дата обновления: 05.05.2016 13:57